ОЛЬГА ЮШКОВСКАЯ
МЕНЕДЖМЕНТ ЗДОРОВЬЯ
Новый подвид человека разумного — человек работающий — трудится практически без передышки, пересаживаясь от рабочего компьютера за домашний, круглосуточно отвечая на звонки и письма. Авралы и дэдлайны под аккомпанемент кофе, фастфуда, сигарет стали неотъемлемой частью жизни. Результат — постоянная усталость, потеря работоспособности… Новая статья нашего постоянного эксперта по вопросам здоровья и физической активности — профессора, доктора медицинских наук, заведующей кафедрой ОНМедУ Ольги Юшковской затрагивает тему корпоративного здоровья. #Healthmanagement — забота о работоспособности сотрудников — перспективное направление стабильного развития бизнеса.
Концепция health management
Аксиома «здоровье не купишь» начинает сдавать позиции. На первый план для работодателя выходит вопрос, во что вкладывать деньги: в листки нетрудоспособности сотрудников, то есть их болезни и лечение, или в здоровье?
По данным американского центра по контролю и профилактике заболеваний, экономика США ежегодно несёт издержки в $2 млрд из-за отсутствия персонала компаний на работе по причине болезни. Британское правительство подсчитало, что из-за болезней пропускаются около 140 млн рабочих дней в году и более 300 тысяч человек обращаются за выплатами по болезни.
Аналогичной свежей статистики по Украине в открытых источниках нет, но можно с уверенностью утверждать, что и у нас оплата нетрудоспособности и снижение эффективности затрат рабочего времени из-за проблем со здоровьем выливается работодателям в кругленькую сумму.
Для уменьшения этих потерь всё больший круг преуспевающих крупных компаний использует в качестве одного из приоритетных направлений развития health management: пропаганду здорового образа жизни и осознанного отношения сотрудников к себе и своему здоровью, поощрение отказа от вредных привычек, организацию правильного питания на рабочем месте, совместные занятия спортом как вариант популярного нынче team building (командообразующих мероприятий, обучающих коллектив совместной деятельности для достижения общей цели).
Концепция health management была разработана в начале 1970-х в США и к 1990-м завоевала многие страны Западной Европы, где более 90 % компаний с численностью работников не менее тысячи имеют в своём арсенале подобные программы.

«Офисный синдром»
На первый взгляд может показаться, что миллионы «белых воротничков», которым не приходится добывать уголь в шахтах и разгружать вагоны, поставлены в тепличные условия, не несущие угрозы здоровью. У них есть свои профессиональные заболевания! Не зря медики выделяют так называемый #офисныйсиндром — сложный комплекс симптомов, включающий в себя нарушения в работе различных органов и систем, развивающиеся у офисных служащих в связи с воздействием на них вредных факторов окружающей рабочей среды.
К этим нарушениям стоит отнести прежде всего:
- синдром сухого глаза — расплата за многочасовое визави с экраном монитора в пересушенном воздухе кондиционированных помещений;
- синдром компьютерной мыши, он же туннельный синдром, — боли, онемение и нарушение двигательных возможностей кисти рабочей руки;
- боли в спине и пояснице, вызванные длительным пребыванием в сидячей позе за рабочим столом;
- «офисный гастрит» — заболевания органов пищеварения, связанные с нерегулярным питанием, едой всухомятку на рабочем месте и производственными стрессами;
- заболевания сердечно-сосудистой системы как результат гиподинамии, неправильного питания, злоупотребления кофе, курения и стрессов;
- избыточная масса тела и ожирение как неизбежный спутник нерегулярного питания, низкой физической активности вкупе с высокими эмоционально-стрессовыми нагрузками;
- хроническая усталость и эмоциональное выгорание — проблемы, не так хорошо заметные, но от этого не менее сложные.

#Здоровье сотрудников — элемент корпоративной культуры

Учитывая, что сотрудник проводит на работе достаточно большую часть жизни, а производительность напрямую зависит от физического и психического самочувствия, его здоровье перестаёт быть сферой личной ответственности. И дело тут не только в необходимости оплачивать больничные листки!
Стратегия health management в разных компаниях поддерживается в разной степени, от полного отсутствия таковой до одного из приоритетных элементов корпоративной культуры. Уже можно говорить, что этот мировой тренд завоёвывает позиции и в Украине.
Успешные крупные компании во всём мире активно внедряют программы поддержки здоровья и обеспечения благополучия своих сотрудников. Журнал Forbes пишет, что в США рынок корпоративных wellness решений уже оценивается примерно в $14 млрд в год.
Проанализировав рентабельность инвестиций компаний в программы оздоровления, исследователи из Гарварда пришли к выводу, что в среднем на каждый доллар, потраченный на оздоровление работников, медицинские расходы уменьшаются на 3,27 доллара, а невыходы на работу — на 2,73 доллара. Это возврат инвестиций 6:1.
Отчёт Международного фонда планов льгот для работников свидетельствует, что большинство североамериканских работодателей сэкономили от 1 до 3 долларов в общих расходах на здравоохранение на каждый доллар, потраченный на программу оздоровления сотрудников.
Согласно исследованию программ Wellness Rand компонент управления заболеваниями обеспечил 86 % экономии затрат на здравоохранение, что позволило сэкономить 136 долларов США на одного сотрудника в месяц и сократить число госпитализаций на 30 %.
Статья Harvard Business Review подтвердила, как рентабельность в этом направлении может быть достигнута с помощью health management, особенно в отношении профессий с высоким риском для здоровья. Из относившихся к группе высокого риска (с ожирением, гипертонией, высоким уровнем тревоги и другими показателями) в начале исследования, 57 % были переведены в статус низкого риска к концу шестимесячной программы.
Благодаря внедрению велнесс-программ для сотрудников компания Johnson & Johnson в течение 6 лет смогла сэкономить порядка $250 млн.
Мировая практика показывает, что правильно организованный health management снижает заболеваемость в коллективе на 40–50 %, сокращает период нетрудоспособности на 20 %, повышает выявляемость хронических заболеваний на 10–15 % и в итоге уменьшает средний срок временной нетрудоспособности на 30 %.

Стратегия управления корпоративным здоровьем
Исходя из мирового опыта внимания заслуживают следующие направления.
Корпоративные дни здоровья, посвящённые выявлению и профилактике наиболее распространённых заболеваний. В идеале проведение любого корпоративного Дня здоровья должно совпасть с датами международных дней здоровья, такими как 1 марта — Всемирный день иммунитета, 7 апреля — Всемирный день здоровья, 31 мая — Всемирный день без табака, 10 октября — Всемирный день психического здоровья… Поводов провести образовательно-профилактические мероприятия в мировом календаре найдётся более чем достаточно!
Корпоративное обучение с привлечением экспертов — врачей, lifestyle-коучей, тренеров, психологов. Регулярные лекции и занятия будут способствовать повышению уровня знаний сотрудников о своём здоровье, о проявлениях «офисного синдрома» и других профессиональных заболеваний.
Гигиена в офисе — один из краеугольных камней профилактики заболеваний. Как недавно выяснилось, наиболее распространённое место обитания микроорганизмов — рабочее место сотрудника. Здесь в 400 раз больше бактерий, чем в зоне туалета.
Здоровое корпоративное питание составляет львиную долю профилактики «офисного синдрома». Надлежащей организации питания должно уделяться немалое внимание.
Программы модификации образа жизни. Это прежде всего отказ от вредных привычек. Курящие сотрудники для компании — это деньги, вложенные в обустройство специальных мест для курения и пропуски до 45 минут в день на перекуры. Средняя продолжительность больничных у курящих выше на 2–5 дней. Страховые компании указывают, что расходы на курильщика больше, чем на некурящих, в среднем на 15 %.
Фитнес в офисе. Это мини-секции и фитнес-классы на базе офиса с йогой, лёгкой аэробикой, релаксационными техниками; размещение фитнес-оборудования в специально отведённых зонах; производственная гимнастика, уменьшение количества времени в сидячем положении, скидки на посещение фитнес-клубов, корпоративные фитнес-абонементы и другие формы повышения физической активности сотрудников на рабочем месте.
Стресс-менеджмент. Управление стрессом, своей реакцией на него и преодолением негативных последствий его воздействия на организм хочется описать фразой основоположника учения о стрессе Ганса Селье: «Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мёртвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несёт в себе аромат и вкус жизни».
Личный пример руководителя играет одну из основополагающих ролей в деле построения стратегии корпоративного здоровья. Спортивный и подтянутый глава компании, бегающий марафоны, играющий в теннис или занимающийся скандинавской ходьбой, — прекрасная мотивация для сотрудников последовать его примеру.

Когда-то немецкий философ Артур Шопенгауэр написал, что здоровый нищий счастливее больного короля. Здоровье перевешивает все остальные блага жизни!

Made on
Tilda