ОЛЬГА ЮШКОВСКАЯ
KEEP MOVING!
Продолжаем начатый в прошлых номерах BZ разговор с постоянным экспертом по здоровью, правильному питанию и физической активности профессором, доктором медицинских наук, спортивным врачом высшей категории Ольгой Юшковской. Сегодня она расскажет об основных тенденциях развития рынка фитнес-услуг в мире и Украине и наиболее популярных технологиях фитнеса. В каком направлении движется мир к идеальной физической форме и активному долголетию?
ЧТО ГОВОРИТ СТАТИСТИКА
Мировая индустрия здоровья и фитнеса — в числе крупнейших и наиболее быстро растущих отраслей. К этому привело не только распространение заболеваний, связанных с нерациональным образом жизни (ожирение, сахарный диабет, гипертоническая болезнь и т. д.), и информация о риске гиподинамии для здоровья, но и нарастающее влияние социальных сетей, пропагандирующих эталон спортивного тела.

Fitness Market Size, Demographics & Revenue 2019 [+ Research Report] оценивает глобальный рынок оздоровительных клубов примерно в $87,2 млрд, 201 тысячу заведений и более 174 млн членов по всему миру. В сравнении с прошлым годом ряды потребителей этих услуг выросли на 20 млн человек!

Более 55,3 млн американцев являются членами как минимум одного фитнес-клуба; многие из них регулярно посещают не только традиционные оздоровительно-спортивные заведения, но и трендовые фитнес-бутики, в которых уделяется внимание только одному направлению фитнеса. Количество посещений клубов здоровья, спортивных залов и студий в США превысило уже 5 млрд в год, что в среднем составляет 90 визитов на человека.

European Health & Fitness Market Report, в свою очередь, отмечает ежегодный рост рынка: увеличение на 3,2 % числа фитнес-клубов по всех европейских странах и среднего членства на клуб на 0,7 %, что приводит к общему росту числа членов клубов на 4 %.
ФИТНЕС В УКРАИНЕ
Самое крупное отечественное «Дослідження ринку фітнес-послуг України 2018», проведённое экспертами информационно-аналитической платформы FitnessConnectUA, свидетельствует, что в 2017 году в нашей стране насчитывалось 1569 фитнес-объектов — на 150 больше, чем за год до этого. Львиную долю (56 %) составляют фитнес-клубы, 10 % — фитнес студии, по 9 % — клубы боевых искусств и пилатес-студии, 7 % — женские фитнес-клубы, по 3 % — йога-студии и студии танцев, 2 % — бассейны.

Наша страна находится на 11-м месте в рейтинге стран Европы по числу фитнес-клубов и на 12-м — по числу потребителей услуг. Фитнесом занимаются около 1 млн 90 тысяч украинцев — 2,6 % от общей численности населения. Годовой оборот отечественного рынка фитнес-услуг — $251,4 млн; средняя цена годового посещения — $233.

Лучше всего фитнес-услугами охвачены 6 областных центров: Киев, Харьков, Одесса, Львов, Днепр, Запорожье, — то есть 18 % населения страны. На эти города приходится 81 % площадей фитнес-клубов и 2/3 годового оборота рынка.

Одесса занимает 3-е место после Киева и Харькова по основным показателям фитнес-индустрии, а по покрытию фитнес-услугами — даже 2-е (покрытие в Одессе составляет 7,4 %). По среднегодовой стоимости посещения наш город также на 2-м месте (после Киева).

ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ
Тенденции развития любого рынка услуг неразрывно связаны с целевой аудиторией — конечным потребителем продукта. Статистические исследования во многих странах мира доказали, что 80 % приверженцев фитнеса составляют люди от 20 до 40 лет, имеющие уровень дохода средний и выше среднего, которые осознают важность здорового образа жизни.

Согласно популярной «теории поколений», разработанной в 1991 году американскими учёными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом, каждые 20–25 лет рождается новое поколение людей, принципиально отличающееся характером, привычками, особенностями поведения, стилем жизни и потребностями.

Авторы теории описывают 4 основных поколения:

«беби-бумеры», родившиеся в 1944–1964, — послевоенное поколение, появившееся на свет в годы значительного всплеска рождаемости;
поколение X, родившееся в 1965–1979 годах, им по 40–54 лет;
поколение Y (они же миллениалы), родившееся в 1980–1994, представителям которого сейчас 25–39 лет;
поколение Z, следующее за миллениалами, уроженцы 1995–2015 годов.
Именно два последних поколения — основные клиенты фитнес-клубов, покупатели фитнес-гаджетов и спортивной функциональной одежды, пользователи фитнес-приложений.

«ПОКОЛЕНИЕ АВОКАДО-ТОСТ»
Миллениалы — это поколение Google, iPhone и социальных сетей, их часто называют «поколением авокадо-тост». Одна из их главных ценностей — здоровье. Они активно и с удовольствием выделяют время и деньги на тренировки и правильное питание, охотнее инвестируют в получение эмоционального опыта, а не в обладание материальными объектами.

По прогнозам, уже в 2025 году миллениалы составят 75 % рабочей силы по всему миру. В рекрутинговой базе CleverStaff, где собраны данные более 3,5 млн кандидатов, около 45 % — в возрасте от 22 до 34 лет. Фитнес им необходим и как возможность получать новые впечатления, яркие эмоции, и как способ формирования комьюнити разделяющих эти ценности.

Миллениалов в меньшей степени интересует результат — идеальное «пляжное» тело; им гораздо важнее процесс получения удовольствия при занятиях фитнесом. Они охотнее выберут новый популярный формат: фитнес-студии (йога, сайклинг, кроссфит, танцевальные классы). Поэтому такой формат тренировок стремительно набирает обороты во всём мире, отодвигая на задний план крупные фитнес-клубы с их «годовым членством» и массой включённых в него неиспользуемых опций. Миллениалы по достоинству оценят такую концепцию фитнеса, где нет необходимости оплачивать ненужные услуги.

РОЖДЁННЫЕ С АККАУНТОМ
Z — первое по-настоящему цифровое поколение; они родились с аккаунтом в Instagram. Считается, что будущее бизнеса во многом зависит от этого поколения. Люди Z — это i-generation. Они не мыслят свою жизнь без гаджетов и цифровых технологий. Бизнес-аналитики предполагают, что в 2020 году покупательная способность поколения Z в США составит $44 млрд.

Согласно исследованию американской маркетинговой компании Interactions marketing, поколение Z предпочитает оплачивать не материальные блага, а новый опыт и впечатления, сопряжённые со здоровым образом жизни и заботой об окружающей среде.

Американский Центр исследования поколений выяснил, что фитнес в восприятии людей Z должен быть дигитализирован не менее, чем все остальные аспекты их жизни. Выбор фитнес-клуба будет сделан в пользу того, который предоставит возможность выбрать и оплатить тренировку онлайн, интересный контент ютуб-канала, чьи тренеры имеют активную позицию в социальных сетях. Люди этого поколения — самые активные пользователи Instagram и фитнес-приложений.


ФИТНЕС-APPS И INSTAGRAM
Исследование Google 'Health and Fitness. Industry Overview' показало, что приложения, которые помогают поддерживать себя в хорошей физической форме, насчитывают 1,77 млрд скачиваний за 2018 год.

В числе наиболее востребованных — Water Drink Reminder (напоминает пить воду каждый день), Plank Workout (помогает сбросить вес с помощью 7-минутной тренировки с разными видами планки), 30 Day Fitness Challenge (фитнес-план на 30 дней с упражнениями, которые можно выполнять дома), приложения Period tracker (календарь для отслеживания менструального цикла), Fat Burning Workout (домашние тренировки с жиросжигающими упражнениями), Body Editor (фоторедактор для коррекции фигуры)… Трекеры полезных привычек и программ для самостоятельных тренировок в домашних условиях ожидаемо лидируют, составляя основу для овладения принципами здорового образа жизни (ЗОЖ).


ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
Можно утверждать, что ЗОЖ и фитнес — это феномен социальных сетей. Только в Instagram хэштег #fitness содержит более 300 млн постов. Во всём мире около 2,5 млрд человек активно используют платформы социальных сетей, и совершенно очевидно, что их влияние стало одной из движущих сил индустрии товаров для ЗОЖ и фитнеса. С одной стороны, они способствуют интересу к здоровому питанию, физическим упражнениям и стремлению к стройному, спортивному телу. С другой стороны, активно пользуются свои влиянием, чтобы получить спонсорские и рекламные предложения и определять то, какие продукты, услуги и добавки потребляют их подписчики. 65 % самых популярных постов в Instagram содержат тот или иной продаваемый продукт, а ведь у этой платформы — более 1 млрд активных участников, из которых 60 % пользуются ею для поиска новых продуктов.

Нельзя сбрасывать со счетов и «лидеров мнений» — популярных фитнес-блогеров, чей опыт, стиль жизни и публикации служат беспроигрышной рекламой для индустрии здоровья и фитнеса.

Кстати, не так давно подмечено, что те, кто избрал ЗОЖ, начинают активнее пользоваться социальными сетями, публиковать селфи из фитнес-клубов, выставлять в ленте фотографии «правильной» пищи, соревноваться во всевозможных «марафонах стройности» и оздоровительных челленджах.

В заключение добавим, что Американский колледж спортивной медицины (ACSM) на основе ежегодного мониторинга фитнес-тенденций назвал «золотую десятку» фитнес-олимпа: «носимые технологии» (фитнес-браслеты, смарт-часы), групповые тренировки, осознанный фитнес, сертификация фитнес-инструкторов, высокоинтенсивный интервальный тренинг, Exercise is Medicine, функциональный тренинг и ещё пару новинок. В следующем номере BZ мы проанализируем итоги уходящего фитнес-года и заглянем в год наступающий.

#фитнестренды #fitnesstrend #fitness

Made on
Tilda