ОЛЬГА ЮШКОВСКАЯ
Инструкции для измерения живого человека
О Лесгафте, женщинах и физкультуре
Ленинград, осень девяносто восьмого, мне повезло и я, в процессе подготовки к зашите кандидатской диссертации, работала в читальных залах и на кафедрах Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта.

Именно тогда этот ученый, чье имя носит до сих пор этот ВУЗ, привлек мое внимание, и вот сейчас, спустя 20 лет, меня пригласили рассказать о Петре Францевиче Лесгафте для одной из телевизионных программ.

С трепетом и глубочайшим почтением о земляке и коллеге, выдающемся биологе, анатоме, антропологе, враче, педагоге, создателе научной системы физического воспитания - профессоре Лесгафте! Петр Францевич Лесгафт является одним из основоположников школьной гигиены и врачебно-педагогического контроля в физическом воспитании.

Только задумайтесь, в основе педагогической системы П.Ф. Лесгафта впервые лежит учение о единстве физического и духовного развития личности. Ученый рассматривал физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. При этом он постоянно подчеркивал важность рационального сочетания, взаимовлияния умственного и физического воспитания. «Необходимо, – писал он, – чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнения»

Он считал, что движения, физические упражнения являются средством развития познавательных возможностей школьников. Поэтому, по его мнению, школа не могла существовать без физического образования; физические упражнения должны быть непременно ежедневными, в полном соотношении с умственными занятиями.

Написанная П.Ф. Лесгафтом в 1870 году «Инструкция для измерения живого человека» была первым отечественным руководством по врачебному контролю, просто хрестоматия антропометрии и функционального тестирования!

14 сентября 1896 года по инициативе Петра Лесгафта в Петербурге открываются Курсы воспитательниц и руководительниц физического воспитания, которые стали прообразом современных высших учебных заведений физической культуры.

Специально для курсов была создана «Программа для преподавания гимнастики девицам» и выявлены восемь возрастных групп согласно развитию женского организма между 10 и 18 годами. Так, например, для каждой из групп были определены базовые упражнения на аппаратах с отягощением, в прыжках и подвижных играх.

Идеи работ Лесгафта для врачебного контроля, физического воспитания, женского спорта не утратили своей актуальности и сейчас в эпоху гонений на физкультуру в школах и вузах, его мудрый и взвешеный подход в педагогике остается, на мой вгляд, одним из наиболее верных.


Ленинград, осень девяносто восьмого, мне повезло и я, в процессе подготовки к зашите кандидатской диссертации, работала в читальных залах и на кафедрах Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта.

Именно тогда этот ученый, чье имя носит до сих пор этот ВУЗ, привлек мое внимание, и вот сейчас, спустя 20 лет, меня пригласили рассказать о Петре Францевиче Лесгафте для одной из телевизионных программ.

С трепетом и глубочайшим почтением о земляке и коллеге, выдающемся биологе, анатоме, антропологе, враче, педагоге, создателе научной системы физического воспитания - профессоре Лесгафте! Петр Францевич Лесгафт является одним из основоположников школьной гигиены и врачебно-педагогического контроля в физическом воспитании.

Только задумайтесь, в основе педагогической системы П.Ф. Лесгафта впервые лежит учение о единстве физического и духовного развития личности. Ученый рассматривал физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. При этом он постоянно подчеркивал важность рационального сочетания, взаимовлияния умственного и физического воспитания. «Необходимо, – писал он, – чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнения»

Он считал, что движения, физические упражнения являются средством развития познавательных возможностей школьников. Поэтому, по его мнению, школа не могла существовать без физического образования; физические упражнения должны быть непременно ежедневными, в полном соотношении с умственными занятиями.

Написанная П.Ф. Лесгафтом в 1870 году «Инструкция для измерения живого человека» была первым отечественным руководством по врачебному контролю, просто хрестоматия антропометрии и функционального тестирования!

14 сентября 1896 года по инициативе Петра Лесгафта в Петербурге открываются Курсы воспитательниц и руководительниц физического воспитания, которые стали прообразом современных высших учебных заведений физической культуры.

Специально для курсов была создана «Программа для преподавания гимнастики девицам» и выявлены восемь возрастных групп согласно развитию женского организма между 10 и 18 годами. Так, например, для каждой из групп были определены базовые упражнения на аппаратах с отягощением, в прыжках и подвижных играх.

Идеи работ Лесгафта для врачебного контроля, физического воспитания, женского спорта не утратили своей актуальности и сейчас в эпоху гонений на физкультуру в школах и вузах, его мудрый и взвешеный подход в педагогике остается, на мой вгляд, одним из наиболее верных.


Made on
Tilda